«РКТМ тесно взаимодействует с холдингом Ростсельмаш, который активно использует методы бережливого производства. Поскольку многие наши выпускники трудоустраиваются на предприятия Ростсельмаша, несколько лет назад мы разработали программу по методологии и ее инструментам. Теперь она входит в официальный учебный курс по нескольким специальностям. Формат обучения собран так, что молодые специалисты больше не удивляются терминам “кайдзен-деятельность” и “SMED”, знают элементы системы 5S и понимают, почему нужно поддерживать порядок в цехах. Они быстрее осваивают рабочие процессы, им легче закрепиться на предприятии. Как бонус — способность оформить кайдзен-предложение помогает проявить себя, создать ценность для компании и получить дополнительную материальную мотивацию».
«Как градообразующее предприятие, Севмаш ведет активную профориентационную работу на всех уровнях образования, от детского сада и школы до профильного института. У этой работы много направлений: лекции, практикумы, конкурсы. В рамках одного из проектов мы провели серию уроков по обучению бережливому производству для подшефных школ. С помощью тренера завода ребята (с 5-го по 11-й классы) познакомились с основами и инструментами методологии, а в конце сами подготовили проекты о том, как могут применить эти навыки в своей жизни.
Занимаясь такими проектами больше десяти лет, мы уже видим в числе сотрудников тех, кого помним детьми. Сквозная система, которую мы построили, дает возможность постепенно вовлекаться в профессию, получать и теоретические, и практические знания — а мы в результате получаем специалистов действительно высокого уровня».
«У нас тренажеры включены в обучение как сопровождающий материал. После каждой темы, изучив теорию, мы проводим игру — 5S, SMED или Лин-эксперт, чтобы закрепить знания на практике. Обычно студенты делятся на команды и соревнуются в сборке “стульчиков” или другой целевой задаче. Механика в целом отработана, но всегда есть доля импровизации.
Игровой формат максимально эффективен в обучении, студенты с удовольствием переключаются на другую деятельность. И главное, что здесь есть практика, которая помогает понять, как работают методы бережливого производства в реальном процессе».
-- Максим Долгополов
«Мы купили комплект тренажеров в 2019 году, за это время они окупились на 1000%. Отработали в школьном проекте, в тренингах на предприятии, затем мы передали их институту, где они вошли в постоянную практику обучения. Иногда задействуем в новых проектах: например, в прошлом году ездили с ними на профориентационную смену в лагерь “Орленок”.
Детям интересно, они рады не просто послушать лекцию, а поучаствовать собственными руками в игровом производстве. Это отличается от привычных уроков и дает в остатке больше практических знаний».
-- Елена Сыродубова