Наш Блог

Как построить корабль за четыре дня


Довольно странно, что приведенная ниже история о становлении современной модели американского судостроения не заняла свое достойное место в книгах и презентациях по бережливому производству. Давайте кратко познакомимся с ней и разберем, чем она может быть полезна для современных практиков.

В 1942 США присоединились к Антигитлеровской коалиции и взяли на себя обязательства по снабжению Великобритании и СССР необходимыми ресурсами для ведения боевых действий. Воюющим странам требовалось очень много ресурсов в виду значительных потерь территории и промышленных мощностей, а также большой вовлеченности взрослого населения в боевые действия. Однако поставка ресурсов морем была ограничена транспортными возможностями американцев и высокой активностью немецких подводных лодок, которые в 1942 году потопили каждый четвертый корабль в составе конвоя.

Технологические новации

И тут настал золотой час американского промышленного предпринимателя Генри Джей Кайзера, которому удалось наладить массовое производство однотипных транспортных судов. Судя по биографии этого человека, он всегда тяготел к масштабным проектам. При этом был сторонником современных эффективных и ресурсосберегающих технологий. Предвидя большие и стабильные правительственные заказы, Генри приобрел верфь в Ричмонде, где разместил заказы на производство танкеров и транспортных судов. Потребность в судах была велика, но время производственного цикла (75 дней) не позволяло производить нужное количество судов. Тогда он привнес в производственный процесс технологическую новацию - отказался от крепления обшивки с помощью заклепок в пользу сварного соединения.

Основная выгода от такого решения - двукратное ускорение процесса монтажа обшивки на корпус корабля. Кроме этого, менее трудоемкий процесс сварки позволил привлечь в судостроение новые трудовые ресурсы - женщин, которые во-первых, успешно осваивали профессию сварщика, а во-вторых, их нормо-час обходился дешевле, чем у мужчин. Таким образом, среднее время производства транспортного корабля модели "Либерти" (водоизмещение 10 тысяч тонн) составило 45 дней. Но и этот темп оказался недостаточным.

Конвейерная сборка корабля

Внедрение 'a-la' конвейерной крупноузловой сборки судов, навеянной успехами массового производства американского автопрома, позволило добиться еще более впечатляющих результатов - на одной из верфей был установлен рекорд производства корабля Liberty - за четыре дня, 15 часов и 29 минут от момента закладки киля до спуска на воду. На следующем видео Генри Кайзер демонстрирует процесс производства с помощью сборно-разборной модели корабля (ну чем не тренажер бережливого производства "Лин Эксперт"?) Обратите внимание, партия готовых изделий составляет 6 кораблей!

Стандартное изделие, корабль модели "Либерти", состоял из 81 крупного узла, которые изготавливались на разных заводах и поставлялись на верфь для финальной сборки. В процессе сборки было задействовано более сотни человек (всего на верфи работало несколько тысяч рабочих).

Модель производства оказалась очень успешной и скоро Генри Кайзер открыл новые верфи в разных частях США, которые в основном были ориентированы на выполнение военного заказа. На его верфях трудилось несколько десятков тысяч рабочих и с трудовыми ресурсами связана еще одна его инновация, которая дожила до наших дней.

Уважение к труду

По всей видимости, Кайзер оказался одним из создателей современной модели страховой медицины. Ранее страховая медицина работала по принципу постоплаты за оказанные услуги, что выливалось в длительные согласования и задержки платежей. Естественно, что эта схема не могла решить проблемы крупных вредных и травмоопасных производств, которыми являлись верфи во времена Кайзера. Выходом из ситуации стало внедрение новой модели, при которой работодатель авансировал медицинские услуги из расчета пять центов в день за каждого работника. Эта схема понравилась Кайзеру и он одним из первых применил ее на своем производстве. Она оказалась настолько успешной, что уже через год для рабочих появилась опция включать в страховую программу своих родственников за ту же плату.

Таким образом, переход от модели оплаты страховых медицинских услуг по конкретному обращению к оплате пакета повысил привлекательность работодателя в глазах квалифицированных рабочих и обеспечил приток на верфи Кайзера нужных рабочих кадров.

Краткие выводы из истории

1. Решения, повышающие эффективность бизнеса нужно искать по всем направлениям - в области технологий, материалов, процессов и персонала.
2. Мы никогда не знаем, когда "откроется" или "закроется" окно возможностей. Гораздо более важно быть готовым к любому варианту развития событий и умело переносить ценные компетенции из бизнеса в бизнес, из процесса в процесс.
3. На практике узнать пределы возможностей коллектива, процессов, технологий - бесценно - это становится ориентиром, легендой и целью для последующих поколений.
4. Работники, удовлетворенные условиями труда, имеющие гарантию, что о них и их близких позаботятся, способны на гораздо большее, чем мы обычно ожидаем.