1. Организация рабочего места. Первое, чему учат — это правильная организация пространства. Когда всё на своих местах и рабочее место продумано с точки зрения удобства, это помогает сократить лишние движения, а также сэкономить время. В игре акцент делают на
принципах 5S, которые включают сортировку, упорядочивание, уборку, стандартизацию и поддержание порядка.
2. Анализ Парето для выявления проблем. Эта технология помогает выявить самые важные причины проблем, которые оказывают наибольшее влияние на результаты работы. Суть анализа Парето в том, что примерно 20% причин вызывают 80% последствий. Мы учимся находить эти 20%, чтобы сосредоточить усилия на их устранении.
3. Балансировка ресурсов и нагрузки — ключевой аспект продуктивной работы. Равномерное распределение задач и ресурсов помогает избежать ситуаций, когда одна часть процесса перегружена, а другая простаивает, что негативно влияет на общую производительность. В игре участники учатся планировать рабочие процессы так, чтобы нагрузка была сбалансированной, а все ресурсы использовались продуктивно.
4. Толкающая и тянущая системы управления потоком — две базовые модели работы, которые рассматриваются в тренажере.
- Толкающая предполагает выполнение задач согласно заранее составленному плану, независимо от текущих потребностей.
- Тянущая запускает процессы только при наличии реального спроса, что помогает избежать перепроизводства и излишних запасов.
Игра фокусируется на освоении именно тянущей системы, как более гибкой и эффективной модели управления.
5. Контроль качества на каждом этапе. Важно не ждать ошибок в конце процесса, а контролировать качество на всех этапах. В игре мы отрабатываем умение выявлять дефекты сразу, чтобы избежать больших затрат на исправление ошибок позже.
6. Поток единичных изделий. В отличие от массового производства партиями, поток единичных изделий предполагает, что продукция проходит процесс один за другим. Это снижает время ожидания, повышает гибкость, а также позволяет быстрее реагировать на запросы клиентов. Мы учимся строить такой непрерывный поток.
7. Построение схемы потока создания ценности. Этот инструмент помогает визуализировать все этапы или оказания услуги — от начала до конца. Схема показывает, где добавляется ценность, а где возникают потери. В игре мы учимся составлять такие схемы, чтобы понимать, что нужно улучшать.
8. Регистрация отклонений и работа с информационными потоками. Для продуктивного управления процессами важно фиксировать любые отклонения — ошибки, задержки, несоответствия. Мы учимся создавать систему, которая помогает легко передавать информацию и принимать решения.
9. Канбан и система визуального контроля. Канбан — это система, которая помогает визуально отслеживать состояние работы, а также движение материалов. В игре мы учимся использовать карточки и доски, чтобы контролировать выполнение задач и не допускать накопления запасов.
10. Мозговой штурм и хронометраж для анализа времени. Для поиска идей по улучшению процессов мы используем мозговой штурм — коллективное обсуждение, где генерируются разные варианты решений. Хронометраж же помогает измерить, сколько времени занимает каждая операция. Вместе эти методы позволяют выявлять узкие места, а также разрабатывать конкретные предложения.